Рижский вокзал в Москве

Рижский вокзал в Москве

Рижский вокзал в Москве

В конце XIX столетия рост внешнеторгового оборота царской России потребовал усиленного строительства новых железнодорожных линий к незамерзающим портам Латвии. Так, высочайшим Указом от 2 марта 1897 г. Николай II потребовал создания кратчайшего, бесперегрузочного пути из "старой столицы" к портам Виндаве (ныне Вентспилс), Риге.
Поскольку время на постройку новой железной дороги было ограничено, ее проектирование велось по упрощенным техническим условиям, с созданием большого количества обходов естественных препятствий Клинской гряды.

В связи с проблемами, возникшими при выкупе земель у частных землевладельцев по трассе будущей дороги, укладка рельсов началась только в сентябре 1898 г., а основные работы ‑ лишь зимой 1899 г.

Вокзальное здание для новой дороги решено было построить у площади Крестовской заставы (с 1947 года ‑ Рижская площадь). Здание возводили каменное, частично двухэтажное.

Автором проекта был петербургский архитектор Станислав Бржозовский (автор Витебского вокзала в Санкт‑Петербурге), однако строительство велось под руководством архитектора Дитриха (по другим источникам – Дидерикса или Дидерихса), главного архитектора Московско‑Виндавской железной дороги). По другим данным, строительством руководил академик Фома Дворжецкий‑Богданович.

Наружный фасад вокзала был выполнен в псевдорусском стиле с использованием элементов, заимствованных из русского зодчества XVII века, и состоял из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала выведены в два этажа. Фасад украшают практически все элементы, встречавшиеся в русской архитектуре XVII века: разнообразной формы окна, изящные наличники, пышные кокошники, бегунки и поребрики. Особенно торжественно выглядела центральная часть с крытым крыльцом.

В отличие от других московских вокзалов, его здание ориентировано не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям.

24 сентября 1901 года в Москве состоялось праздничное открытие нового вокзала, который получил название "Виндавский" ‑ по имени портового города Виндава.

На станции между двумя мачтами была натянута зеленая муаровая лента с надписью "Московско‑Виндавская железная дорога, 11 сентября 1901 года". После того, как лента была перерезана, раздался свисток, и поезд тронулся в путь. Этот состав дошел без пассажиров до станции "Москва‑П" и вернулся назад. Первый поезд в этот же день вечером отправился до Виндавы, в этом составе было 800 пассажиров, в основном коммерсанты, предприниматели, моряки. Дорога с первых дней пользовалась популярностью, изо дня в день росли пассажирские и грузовые потоки в порты Прибалтики, налаживались и крепли партнерские связи.

Вокзал обслуживал пассажиров северо‑западных направлений железных дорог, построенных в 1862‑1913 гг. и соединивших промышленные Московский и Петербургский районы с Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниями, Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западных губерний. С Виндавского вокзала осуществлялись наиболее массовые пассажирские перевозки (он занимал первое место среди вокзалов на российских железных дорогах).

Вокзал был во многом технически совершенен для своего времени, располагая своей электростанцией, которая освещала помещения и платформы.

В конце1930‑х гг. сложилась ситуация, при которой технические скорости пригородных поездов с паровой тягой стали сдерживать все виды железнодорожных перевозок.

Электрифицированная железная дорога обладала повышенной пропускной способностью. Согласно плану третьей пятилетки, первые электрички на рижском направлении должны были появиться в 1943 г. Но помешала Великая Отечественная война. И первые электрички прошли только весной 1945 г.

Вокзал неоднократно менял свои названия: со времени постройки и до 1930‑х гг. он был Виндавским, затем Балтийским, Ржевским. В 1946 г. вокзал стал называться Рижским.

Со временем Рижский вокзал ветшал. Из‑за транспортных пробок в переустройстве нуждалась и Рижская площадь. 10 января 1995 г. правительство Москвы приняло постановление "О комплексной застройке площади Рижского вокзала с решением транспортной развязки".

Основной проблемой, стоявшей перед городом, было решение транспортной развязки на пересечении проспекта Мира с Рижской эстакадой и Сущевским валом. Из возможных вариантов ‑ тоннеля и эстакады ‑ специалисты предпочли эстакаду, учитывая сложную гидрологическую обстановку вокруг. Строительство эстакады потребовало частичного сноса грузового двора Рижского вокзала, камеры хранения и ряда других строений.

В обновленном виде вокзальная площадь стала представлять собой современное пролетное строение с многополосным движением в обе стороны и системой подземных пешеходных переходов, которые объединили здание вокзала, станцию метро, улицы города. После реконструкции облик вокзала не изменился: никаких пристроек, дополнительных этажей не появилось. Более того, по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали нарядные люстры.

Площадь современного Рижского вокзала составляет около пяти тысяч квадратных метров, здесь располагаются билетные кассы, световая информация в залах и на платформе, просторные залы ожидания, вмещающие 1,3 тысяч человек, комната матери и ребенка, гостиница и многое другое. Пропускная способность вокзального комплекса увеличилась втрое.

С Рижского вокзала отправляются пассажирские железнодорожные поезда дальнего следования до Великих Лук и Риги, а также пригородные электрички рижского направления, следующие до станций Румянцево, Павшино, Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Волоколамск, Шаховская и др.

Несколько железнодорожных путей Рижского вокзала занимает экспозиция Музея истории железнодорожной техники Московской железной дороги. С платформы этого музея по выходным дням отправляется экскурсионный ретро‑поезд на паровозной тяге. Он состоит из паровоза времен Великой Отечественной войны (типа "Л" или ЭР") и вагонов первого и третьего классов.

Состав следует до депо "Подмосковное" на станции "Красный Балтиец", где пассажиры знакомятся с механизмом работы паровоза и смотрят его разворот на автоматическом круге.

Затем паровоз везет своих пассажиров обратно на Рижский вокзал. Во время следования состава пассажирам на плазменных мониторах, которыми оборудованы все вагоны, демонстрируют документальные фильмы о жизни дореволюционной Москвы, ролики, смонтированные с использованием кинохроники начала ХХ века.

Рядом с Рижским вокзалом расположен наземный павильон станции метро "Рижская" и платформа "Рижская" Октябрьской железной дороги.

В связи с небольшой загрузкой Рижского и Савеловского вокзалов в начале 2000‑х гг. предлагалось их закрыть, а пригородные электрички перевести на другие вокзалы Москвы (также рассматривались варианты создания новых железнодорожных терминалов) и ликвидировать подъездные железнодорожные пути. Однако планы по закрытию вокзалов не были реализованы.

Рижский вокзал

Рижский вокзал


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Рижский вокзал в Москве" в других словарях:

  • Курский вокзал в Москве — Станция Москва Курская Курское направление Горьковское направление Смоленское направление Рижское направление Ленинградское направление Московская железная дорога Дата открытия …   Википедия

  • Ярославский вокзал в Москве — Координаты: 55°46′35″ с. ш. 37°39′26″ в. д. / 55.776389° с. ш …   Википедия

  • Скоростное автобусное сообщение в Москве — Схема маршрутов автобусов экспрессов по состоянию на январь 2012 года: синим  № 901 Загорье  м. «Коломенская» зелёным  № 902 Ново Переделкино  Киевский вокзал красным  № 903 Рижский вокзал … …   Википедия

  • Железнодорожный транспорт в Москве — Московский железнодорожный узел Железнодорожная сеть в Москве представлена десятью основными направлениями с девятью вокзалами (с восьми вокзалов осуществляется как пригородное, так и дальнее сообщение, один во …   Википедия

  • Крупнейшие пересадочные узлы общественного транспорта в Москве — …   Википедия

  • Павелецкий вокзал — Координаты: 55°43′46″ с. ш. 37°38′21″ в. д. / 55.729444° с. ш. 37.639167° в. д.  …   Википедия

  • Курский вокзал — У этого термина существуют и другие значения, см. Курский вокзал (значения). Координаты: 55°45′27″ с. ш. 37°39′38″ в. д. / 55.7575° с. ш. 37.660556° в. д. …   Википедия

  • Различия речи в Москве и Санкт-Петербурге — Редкий случай: «московский» бордюр плавно переходит в «петербургский» поребрик Различия речи москвичей и петербуржцев это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых орфоэпических, лексических и интонационных… …   Википедия

  • Белорусский вокзал — У этого термина существуют и другие значения, см. Белорусский вокзал (значения). Координаты: 55°46′35″ с. ш. 37°34′49″ в. д. / 55.776389° с. ш …   Википедия

  • Ленинградский вокзал — Координаты: 55°46′34.54″ с. ш. 37°39′19.18″ в. д. / 55.776261° с. ш. 37.655328° в. д.  …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»